Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Изображения:
Москва
Версия для слабовидящих

ВСЕ НОВОСТИ

КОРОЛЕВА РЕВМАТОЛОГИИ: конференция «Вклад академика В.А. Насоновой в развитие отечественной ревматологии»

Вторая половина ХХ века. Во всем мире, в том числе и в нашей стране, бушует ревматизм. По образному выражению академика А.И. Нестерова, он не проносился ураганом эпидемий, не поражал воображение статистикой смертельных катастроф. Однако часто протекал тяжело, в сопровождении серьезного поражения сердца, нередко приводя к формированию сложных пороков и недостаточности кровообращения, а также к летальным исходам среди взрослых и детей. В 1958 г. по инициативе А.И. Нестерова в Москве создается Институт ревматизма. Директором избран А.И. Нестеров.

Осенью того же года в институт поступают на работу В.А. Насонова и Н.Н. Кузьмина. С этого момента начинается их общий полувековой путь по непростой дороге развития ревматологии. Этот путь не был безмятежным, встречалось множество трудностей и требующих разрешения проблем. Но сотрудники института неизменно преодолевали все препятствия.

Однако болезнь наступала. Перед институтом встали крупномасшабные задачи теоретического и клинического плана по разработке вопросов этиопатогенеза острой ревматической лихорадки и клинических проявлений этого тяжелого заболевания, его лечения и профилактики. Уникальность института состояла в том, что наряду с терапевтическими койками здесь было создано детское отделение. Таким образом, в институте могли одновременно лечиться пациенты широкого возрастного диапазона – от детей трех лет до пожилых людей.

Сотрудники институтаи других научных центров страны, включенных в комплексные программы, работали с большим энтузиазмом. Шли годы. Грандиозные задачи были выполнены. Результаты работы внедрены в практическое здравоохранение, что позволило добиться несомненных успехов в борьбе с острой ревматической лихорадкой. Значительно снизилась первичная заболеваемость острой ревматической лихорадкой (по данным ряда исследователей, более чем в 100 раз), ее распространенность. Одновременно смягчилось течение заболевания, резко упала летальность. Согласно высказываниям В.А. Насоновой, трудно назвать какое-либо другое заболевание, статистические показатели которого за относительно короткий срок претерпели бы столь ошеломляющие изменения. Это была победа!

В 1970 г. В.А. Насонова встала за штурвал института. Будучи в течение 30 лет его директором, она продолжала, наряду с другими заболеваниями (системная красная волчанка и прочие болезни соединительной ткани), активно заниматься проблемой острой ревматической лихорадки, внеся в ее изучение много нового, оригинального и принципиально важного.

6_korolev_2.jpgВ.А. Насонова горячо поддержала выполнение проводимой в то время в институте программы комплексного этапного лечения острой ревматической лихорадки: стационар, санаторий, диспансер. На первом этапе этого лечения впервые в отечественной педиатрической ревматологии широко использовались глюкокортикоиды, позволившие спасти огромное количество больных – как взрослых, так и детей. Не менее горячо В.А. Насонова поддерживала и развивала программу по первичной и вторичной профилактике острой ревматической лихорадки.

Важным звеном комплексного лечения ревматизма являлось долечивание больного в санатории. Наши педиатры располагали такой возможностью. Санаторий «Красная Пахра» находится на берегу реки Десна, в одном из самых прекрасных мест Подмосковья.

Как известно, ревматизм – древнейшее заболевание человечества, описанное еще Гиппократом. Исторически этот термин длительно использовался в нашей стране. Важной заслугой В.А. Насоновой явилось внедрение в отечественную номенклатуру терминологического определения «острая ревматическая лихорадка», что позволило заговорить на одном языке с зарубежными коллегами.

Существенным вкладом в изучение проблемы острой ревматической лихорадки стала разработка многоцентровой программы по выяснению влияния возрастной реактивности в широком диапазоне (дети, подростки, юноши, взрослые и пожилые люди) на течение болезни. Работа нашла отражение в многочисленных публикациях в научных журналах и докладах на различных форумах.

В.А. Насонова поддержала концепцию клапанного поражения сердца – клиникоэхокардиографические критерии вальвулита митрального и аортального клапанов впервые разработаны в отечественной педиатрической ревматологии детским отделением института.

Последний вариант отечественной классификации острой ревматической лихорадки (Саратов, 2003) также тесно связан с именем В.А. Насоновой. Она была инициатором, организатором и вдохновителем работы. Неоднократные встречи, горячие дискуссии с учеными способствовали формированию классификации, и в настоящее время мы успешно ею пользуемся. Можно смело утверждать, что ХХ век явился целой эпохой в изучении кардинальных вопросов, касающихся острой ревматической лихорадки у взрослых и детей. Это привело к фундаментальным открытиям и большим клиническим достижениям, позволившим сформулировать целостное представление об этой уникальной патологии и ее дефиниции. Сбылись пророческие слова А.И. Нестерова о ликвидации острой ревматической лихорадки как массового заболевания к концу века.

В течение многих лет академик В.А. Насонова принимала самое активное участие в общероссийских и международных форумах и симпозиумах. Ее хорошо знали ревматологи всего мира. Красота, блистательный ум, любовь к ревматологии и ревматологам – все это было свойственно ей, и ее по праву стали называть королевой ревматологии.

6_korolev_1.jpgВалентину Александровну отличали многие замечательные человеческие качества. Они особенно ярко проявились в одном эпизоде. Это произошло в Мадриде, во время советско-испанского симпозиума. В тот момент все участники его находились в высотном здании, в большом зале. Сидели за красиво накрытыми столами. Валентина Александровна делала большой доклад по вопросам организации ревматологической службы в нашей стране. Вдруг вошел человек, прервал заседание и объяснил, что получена тревожная информация: в здании заложена бомба. Но пока всем велят оставаться на месте. Все были обеспокоены, но Валентина Александровна хладнокровно продолжила делать доклад. Через какое-то время человек вернулся и сказал, что все должны покинуть помещение и спуститься вниз, при этом лифтами пользоваться нельзя. Люди вышли на улицу и увидели возле здания множество машин полиции и скорой помощи. Стало ясно, что ситуация очень серьезная. Всех посадили в автобусы и отвезли в здание общества советскоиспанской дружбы. Там Валентина Александровна продолжила и успешно закончила свой доклад, проявив завидную выдержку. Затем она сразу пошла к телефону и позвонила своим помощникам. Она поручила им срочно связаться с родственниками всех членов делегации и сообщить им, что все живы и здоровы. Поручение было выполнено. А по телевизору в тот день шли сообщения о терактах в Мадриде. И, разумеется, близкие очень тревожились. Они были очень благодарны Валентине Александровне за стремление как можно быстрее всех успокоить. В этом эпизоде проявились многие ее качества: самообладание, забота о людях, чувство ответственности, способность сопереживать. Валентина Александровна Насонова была удивительным, уникальным человеком – добрым, справедливым и милосердным. Она никогда не повышала голоса. Любой мог обратиться к ней со своими проблемами и получить мудрый совет. Ее не просто уважали – ее любили, ею восхищались.

Говоря о жизни и судьбе Валентины Александровны, важно вспомнить еще об одном: она была прекрасной и счастливой матерью. Она вырастила и воспитала замечательного сына, который пошел по ее пути и уже много лет продолжает дело всей ее жизни. Она очень любила своих внучку и правнучек.

Повторю еще раз: долгие годы мы шли вместе с Валентиной Александровной по одной дороге. Однажды она сказала: «Нина, мы с тобой работаем вместе больше 50 лет. Теперь мы не только сослуживцы, мы родные люди!»

Имя академика Валентины Александровны Насоновой по праву увековечено в названии института, которому она посвятила всю свою жизнь.

Проф. Н.Н. Кузьмина,
ФГБНУ НИИР им. В.А. Насоновой

Источник: Газета для врачей "Ревматология"

Возврат к списку